Дата размещения: 2019-02-07 Падение реальных доходов, неуверенность в рынке труда и инфляция давят на потребительские настроения россиян. За октябрь–декабрь 2018 года соответствующий индекс упал с 67 до 65 пунктов, вплотную подойдя к историческому минимуму 2016 года. Бизнес отмечает снижение продаж и среднего чека, а потребителей больше всего волнует рост цен на еду. За четвертый квартал 2018 года индекс потребительского доверия россиян опустился с 67 до 65 пунктов, следует из исследования The Conference Board и Nielsen, с которым ознакомился “Ъ”. Показатель сокращается второй квартал подряд: в июле–сентябре 2018 года он снизился на три пункта. Последний раз потребительская уверенность россиян была на подобном низком уровне в первом и четвертом кварталах 2016 года, когда показатель достигал 63 пунктов. Так, в октябре–декабре 2018 года с 19% до 18% сократилась доля россиян, позитивно оценивающих перспективы на рынке труда на ближайшие полгода. Число респондентов, ожидающих финансового благополучия, снизилось на 1 процентный пункт (п. п.), до 30%. Но с 19% до 21% выросла доля потребителей, готовых к тратам. Директор по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Марина Волкова отмечает, что затянувшееся снижение доходов и неуверенность в перспективах на рынке труда привели к тому, что потребители стали еще пессимистичнее оценивать свое материальное положение в будущем. По данным Росстата, в 2018 году реальные доходы населения сократились на 0,2%. Падение показателя происходит пятый год подряд, его не сдержал даже рост зарплат в прошлом году (на 6,8%, согласно Росстату), указывает старший инвестиционный консультант компании «БКС Брокер» Максим Ковязин. Кроме того, добавляет он, оптимизма не добавляет и инфляция, которая в 2018 году достигла 4,2%, что соответствовало верхнему уровню консенсус-прогноза. По оценкам The Conference Board и Nielsen, доля потребителей со свободными деньгами в октябре-ноябре 2018 года сократилась с 81% до 77% квартал к кварталу. Число россиян, расходующих средства на новую одежду, снизилось на 4 п. п., до 32%, на развлечения вне дома — на 5 п. п., до 24%. Экономят на этих статьях уже 64% россиян, за четвертый квартал их доля увеличилась на 10 п. п. и 8 п. п. соответственно. Продажи за этот период относительно третьего квартала упали в натуральном и денежном выражениях, сообщили в сети магазинов одежды Sela, не называя цифр. Основатель сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман согласна, что покупатели стали чувствительны к цене.
Источник: